Crossroads » Art-Cafe » Заметки по искусству » Женщины в русском искусстве. Е.Д.Поленова

Женщины в русском искусстве. Е.Д.Поленова

  • Dislike
  • 0
  • Like

ПОЛЕНОВА
Елена Дмитриевна

Весной 1890 года, Василий Дмитриевич Поленов, известный русский художник 19 и 20 столетий, преподаватель, знаток и ценитель живописи, переезжает в небольшое имение в деревне Бехово, что на берегах Оки-реки. А в 1892 году, закончилось строительство нового дома на высоком холме с названием "Борок".Это была своеобразная творческая дача-музей, которая строилась по проекту самого художника Поленова. Мастерская для работы живописцев, его товарищей и многочисленных учеников. В своем доме Василий Дмитриевич Поленов поддерживал особенную атмосферу, которая отличала его семью. Вот что писал И.С.Остроухов, вспоминая обстановку поленовского дома:"Как художник исключительной величины, Василий Дмитриевич стоял в центре этой интимной художественной жизни и направлял ее, но делал это незаметно...точно открывая широкой окно, в которое лился светлый и бодрый художественный воздух". Рисовальные вечера оставили значительный свет в творчестве многих крупных живописцев.Слава Поленова как художника и педагога росла, его влияние на молодежь было огромно. Созданный им музей-живая частица его светлой и щедрой души, оставленная грядущим поколениям. В одной из небольших комнат музея находятся работы младшей сестры Поленова, Елены Дмитриевны, художницы-акварелистки,педагога и общесственного деятеля. Её творчество было значительным явлением на рубеже 19-20 веков.

Елена Дмитриевна Поленова не была студенткой Академии Художеств, поскольку в те годы женщины к учебе в высших учебных заведениях не допускались. Но она училась у замечательного русского художника и педагога П.П.Чистякова, позже у И.Н.Крамского и далее уже в Париже, в мастерской Ш.Шаплена.
В начале 1880-ых годов, Поленова переезжает в Москву, где входит в Мамонтовский кружок-тесную и творчески активную группу художников, сплоченную энергией мецената и любителя искусств С. И. Мамонтова. В его московском доме, а еще больше в подмосковной усадьбе Абрамцево ставились спектакли, писались портреты членов кружка, здесь вызревал важный поворот от повествовательного реализма второй половины XIX в. к новым художественным тенденциям рубежа веков.

Елена Дмитриевна пишет жанровые картины, пейзажи, акварельные этюды и иллюстрации к старинным русским сказкам. Ее работы отличает пристальное внимание к природе, с любовью прописанные пейзажи и трепетное созерцание красоты цветущего луга. Многие ее картины сделаны в окресностях Абрамцево. ("Цветы", "Уголок леса", "Пейзаж. Абрамцево","Ромашки". В ее акварельных иллюстрациях, находит свое отражение русская природа.

Понемногу художница в своих иллюстрациях приходит к более полоскостной манере, орнаменталистике и декоративности. Иллюстрации Поленовой красочны, ярки а так же берут свое начало в народной русской культуре.
Художница работает и как декоратор. В 1883 году, при постановке оперы-сказки "Снегурочка", Е.Д.Поленова нарядила исполнителей в подлинные, привезенные из Тульской губернии, крестьянские костюмы. Большое внимание она уделяла так же возрождению старинных ремесел, предметов утвари, обихода, мебели. По ее эскизим, в основу которых легли народные мотивы, делались вышевки, обои, другие декоративные изделия.
Е.Д.Поленова известна своими жанровыми композициями, две из которых принесли ей заслуженную известность. "Шарманщики", "Гости", Иконописцы"-вот некоторые из ее жанровых работ. С огромной теплотой художница выписывает образы героев своих произведений, предметы быта. Кажется, что зритель попадает в атмосферу этой картины, вживается в интерьер, испытывает подлинное удовольствие от ощущения деталей картины. Камерны и лиричны пейзажи художницы. Внимательно и тщательно прописан передний план ее картин и этюдов. С полотен веет свежим лесным ветерком и запахом весенних трав и цветов. "Купальницы"-замечательный пейзаж, передающий красоту русской природы.

Елена Дмитриевна посвятила свою жизнь творчеству, ее отношение к искусству было искренне и серьезно: "Искусство ревниво. Оно требует отдаться ему всем существом и не терпит никаких отвлечений и измен. Как только чуть изменишь, оно так отхлестает тебя, что долго не опомнишься. Честно должен относиться художник к своему искусству, оно требует больших жертв".

По материалам С. Дружинина.

Like Dislike




 
  • Creative Commons Licence
  • Norton Safeweb
  • Website Uptime Monitoring By ServiceUptime.com