Если вы используете операционную систему на ядре Linux на протяжении последних лет десяти, то наверняка заметили, что за последнюю пару лет Linux стал более привлекателен в плене игр, чем за все предыдущие годы своего развития. Не в последнюю очередь это заслуга компании Valve с их Steam, а так же Steam Play для запуска Windows игр «в один клик». Вклад же команды, стоящей за разработкой Wine, просто сложно переоценить, несмотря на то, что Wine в первую очередь нацелен на запуск Windows приложений. Простота портирования игр из Windows в мир Linux, а так же удобство самих дистрибутивов на ядре Linux и их способность удовлетворить всё более широкий круг пользователей — это то, что делает эту платформу привлекательной для разработчиков игр. Раньше же вложения в разработку игр под Linux автоматически считались коммерчески неоправданными из-за отсутствия спроса.
К сожалению «простота» — это пока далеко не та простота, с которой игры устанавливаются и запускаются на родной для них Windows. Я имею ввиду именно игры, написанные под Windows. Ниже я хочу предложить небольшой обзор одного инструмента, который упрощает эту задачу для конечного пользователя.
Lutris — бесплатное программное обеспечение с открытым исходным кодом. Лучше всего Lutris можно охарактеризовать как «Графический интерфейс для управления коллекцией игр». Однако по своим возможностям программа далеко за пределами простого каталогизатора.
Основное направление развития Lutris — это удобство установки и запуска игр в операционных системах на ядре Linux. По функционалу программа похожа на бесплатный PlayOnLinux и коммерческий CrossOver, но в отличии от них, способна запускать не только Windows игры под Wine, но и игры, написанные для других платформ, с помощью ряда эмуляторов (старые консольные игры, игры под Dos и так далее). Так же с помощью Lutris можно запускать нативные игры, что весьма кстати в тех случаях, когда игра требует наличия кучи зависимостей и вам лень с ними разбираться.
Версия 0.5.2, в отличии от предыдущей версии, обрела более понятный интерфейс, хотя разработчикам есть куда стремиться. Этим программа не выгодно отличается от уже упомянутых PoL и CrossOver в плане установки игр под Wine. Однако её преимущество в том, что пользователь может контролировать практически все аспекты установки и запуска игры. Начиная от версии Wine (поддерживаются так же пользовательские сборки Wine) и заканчивая множеством вспомогательных настроек, таких как отключение эффектов рабочего стола при запуске игры, контроль яркости экрана, кэш, логирование и так далее. Esync, DXVK, Async… Всё, что нужно для запуска, можно включить в настройках для отдельно взятой игры.
Изначально Lutris разрабатывался как коллекция установочных скриптов. Это и преимущество и недостаток. Если пользователь мало что понимает в работе Wine или эмулятора той или иной консоли, то автоматизация установки игры — это преимущество. Ненужно ничего настраивать. Достаточно просто нажать кнопку и дождаться окончания установки. Недостаток в том, что всё течёт, всё изменяется, и скрипты для запуска игр не всегда в актуальном состоянии. Это очевидно в случае с PoL. Нередко бывает так, что доподлинно известно, что та или иная игра отлично работает на последней версии Wine, в 64-х битном префиксе без каких-либо дополнительных плясок с бубном. Но PoL скачает для неё Wine 1.5.2, кучу костылей, завернёт всё это в префикс Windows XP и скорее всего не запустит, так как зависимости для Wine 1.5.2 остались в Ubuntu 10.04. Та же беда и в CrossOver, но более завуалированная. CrossOver предупредит, что игра тестировалась давно, либо просто скажет, что в базе её нет и предложит установить её как «неподдерживаемую». То есть служба поддержки будет игнорировать обращения, связанные с попыткой установки таких программ.
В Lutris это попытались исправить упрощённой модерацией установочных скриптов. То есть любой зарегистрированный пользователь может предложить свой скрипт и через несколько дней он появится в публичном доступе и будет использоваться для установки игры. Таким образом в базе Lutris сложно найти установщик, в котором бы использовалась версия Wine старше года. Но такой подход тоже работает не всегда. Многие штампуют эти скрипты не из желания упростить жизнь другим, а «что бы было». Например скрипт, который в 64-х битный префикс пытается установить Windows Media Player 10 и сверху накатить DotNET 3.5. Скрипт прошёл модерацию. Естественно игра не будет работать после такой автоматической установки.
Если вы знаете, что делаете, то можно подправить скрипт установки игры, так как их можно скачать отдельно, без установки игры. Как исправленный скрипт скормить программе — непонятно. Возможно таким образом разработчики пытаются стимулировать пользователей на написание публичных скриптов. Возможно, что это просто недочёт и в дальнейшем будет исправлен. Нумерация версий с ноля говорит о том, что это пока ещё не финальный релиз. Но поскольку одно из направлений Lutris — это управление играми, то проблемы, связанные с их установкой, можно игнорировать. По крайней мере до выхода версии 1.0.
В плане же управления играми Lutris превосходит всё, что я пробовала раньше. Lutris имеет два типа настроек: Глобальные, отдельно для каждого Раннера (Runner - то, с помощью чего игра запускается. Wine в случае с играми, написанными под Windows) и индивидуальные для каждой игры. У последних приоритет выше, чем у глобальных. Несмотря на множество опций, не всегда явно описанных, для запуска игры с помощью Lutris, например написанной под Windows, нужно указать лишь четыре: Путь до ланчера игры, Runner, путь до префикса и путь до бинарников Wine. Lutris использует свои сборки Wine (зависит от скрипта установки игры), но вы всегда можете заменить сборку в настройках игры, а так же использовать системный Wine, либо свою сборку. Сборки Wine находятся по пути ~/.local/share/lutris/runners/wine. Стоит так же учесть, что Lutris в первую очередь нацелена на Ubuntu. Программа отлично работает и в других операционных системах, но есть две опции, связанные непосредственно с Ubuntu. Это «Lutris Runtime» и будет ли Lutris использовать системные библиотеки при запуске игр, или свои (Prefer system libraries). Runtime — библиотеки Ubuntu обеих разрядностей, Steam и так далее. Всё это располагается в ~/.local/share/lutris/runtime и используется по умолчанию. Если вы запускаете Lutris не на Ubuntu, то имеет смысл глобально отключить использование Lutris Runtime по умолчанию. Опцию можно выключить отдельно в индивидуальных настройках каждой игры. Так же указать Lutris, что следует использовать системные библиотеки. Для соблюдения зависимостей стоит установить системный Wine в ваш дистрибутив и все его зависимости, включая зависимости рекомендательного характера (без фанатизма).
Lutris — не панацея, как и любой другой инструмент подобного плана. Но в плане Wine оставляет последнее слово за пользователем, хотя и предлагает по умолчанию «лучший» набор настроек. И если та, или иная игра в принципе может работать под Wine, то с помощью Lutris она скорее всего заведётся, даже если без него никак не удаётся этого добиться. Например, мне никак не удавалось запустить ANNO 1404, а с помощью Lutris она завелась сразу. С той же сборкой Wine, с теми же компонентами. И наоборот. The Sims 4 в сборке Wine с поддержкой D9VK работает идеально на моём ПК, но через Lutris запускается с серьёзными ошибками на той же сборке Wine. При этом работает, если убрать из префикса библиотеки D9VK. Banished через Lutris запускается без звука на любой сборке Wine, включая собственную, но работает идеально с DXVK и системной сборкой Wine, не поддерживающей Esync. То есть любой случай индивидуален и всегда нужно иметь ввиду, что многое зависит как от периферии вашего ПК и дистрибутива в целом, так и от программных компонентов, таких как драйвер видеокарты, рабочий стол, зависимости Wine и прочего.
И так, не смотря на то, что Lutris развивается достаточно медленно и имеет ряд недочётов, у программы есть большой потенциал. Возможно, когда-нибудь она сможет стать незаменимым инструментом в арсенале геймера.
К сожалению «простота» — это пока далеко не та простота, с которой игры устанавливаются и запускаются на родной для них Windows. Я имею ввиду именно игры, написанные под Windows. Ниже я хочу предложить небольшой обзор одного инструмента, который упрощает эту задачу для конечного пользователя.
Lutris — бесплатное программное обеспечение с открытым исходным кодом. Лучше всего Lutris можно охарактеризовать как «Графический интерфейс для управления коллекцией игр». Однако по своим возможностям программа далеко за пределами простого каталогизатора.
Основное направление развития Lutris — это удобство установки и запуска игр в операционных системах на ядре Linux. По функционалу программа похожа на бесплатный PlayOnLinux и коммерческий CrossOver, но в отличии от них, способна запускать не только Windows игры под Wine, но и игры, написанные для других платформ, с помощью ряда эмуляторов (старые консольные игры, игры под Dos и так далее). Так же с помощью Lutris можно запускать нативные игры, что весьма кстати в тех случаях, когда игра требует наличия кучи зависимостей и вам лень с ними разбираться.
Версия 0.5.2, в отличии от предыдущей версии, обрела более понятный интерфейс, хотя разработчикам есть куда стремиться. Этим программа не выгодно отличается от уже упомянутых PoL и CrossOver в плане установки игр под Wine. Однако её преимущество в том, что пользователь может контролировать практически все аспекты установки и запуска игры. Начиная от версии Wine (поддерживаются так же пользовательские сборки Wine) и заканчивая множеством вспомогательных настроек, таких как отключение эффектов рабочего стола при запуске игры, контроль яркости экрана, кэш, логирование и так далее. Esync, DXVK, Async… Всё, что нужно для запуска, можно включить в настройках для отдельно взятой игры.
Изначально Lutris разрабатывался как коллекция установочных скриптов. Это и преимущество и недостаток. Если пользователь мало что понимает в работе Wine или эмулятора той или иной консоли, то автоматизация установки игры — это преимущество. Ненужно ничего настраивать. Достаточно просто нажать кнопку и дождаться окончания установки. Недостаток в том, что всё течёт, всё изменяется, и скрипты для запуска игр не всегда в актуальном состоянии. Это очевидно в случае с PoL. Нередко бывает так, что доподлинно известно, что та или иная игра отлично работает на последней версии Wine, в 64-х битном префиксе без каких-либо дополнительных плясок с бубном. Но PoL скачает для неё Wine 1.5.2, кучу костылей, завернёт всё это в префикс Windows XP и скорее всего не запустит, так как зависимости для Wine 1.5.2 остались в Ubuntu 10.04. Та же беда и в CrossOver, но более завуалированная. CrossOver предупредит, что игра тестировалась давно, либо просто скажет, что в базе её нет и предложит установить её как «неподдерживаемую». То есть служба поддержки будет игнорировать обращения, связанные с попыткой установки таких программ.
В Lutris это попытались исправить упрощённой модерацией установочных скриптов. То есть любой зарегистрированный пользователь может предложить свой скрипт и через несколько дней он появится в публичном доступе и будет использоваться для установки игры. Таким образом в базе Lutris сложно найти установщик, в котором бы использовалась версия Wine старше года. Но такой подход тоже работает не всегда. Многие штампуют эти скрипты не из желания упростить жизнь другим, а «что бы было». Например скрипт, который в 64-х битный префикс пытается установить Windows Media Player 10 и сверху накатить DotNET 3.5. Скрипт прошёл модерацию. Естественно игра не будет работать после такой автоматической установки.
Если вы знаете, что делаете, то можно подправить скрипт установки игры, так как их можно скачать отдельно, без установки игры. Как исправленный скрипт скормить программе — непонятно. Возможно таким образом разработчики пытаются стимулировать пользователей на написание публичных скриптов. Возможно, что это просто недочёт и в дальнейшем будет исправлен. Нумерация версий с ноля говорит о том, что это пока ещё не финальный релиз. Но поскольку одно из направлений Lutris — это управление играми, то проблемы, связанные с их установкой, можно игнорировать. По крайней мере до выхода версии 1.0.
В плане же управления играми Lutris превосходит всё, что я пробовала раньше. Lutris имеет два типа настроек: Глобальные, отдельно для каждого Раннера (Runner - то, с помощью чего игра запускается. Wine в случае с играми, написанными под Windows) и индивидуальные для каждой игры. У последних приоритет выше, чем у глобальных. Несмотря на множество опций, не всегда явно описанных, для запуска игры с помощью Lutris, например написанной под Windows, нужно указать лишь четыре: Путь до ланчера игры, Runner, путь до префикса и путь до бинарников Wine. Lutris использует свои сборки Wine (зависит от скрипта установки игры), но вы всегда можете заменить сборку в настройках игры, а так же использовать системный Wine, либо свою сборку. Сборки Wine находятся по пути ~/.local/share/lutris/runners/wine. Стоит так же учесть, что Lutris в первую очередь нацелена на Ubuntu. Программа отлично работает и в других операционных системах, но есть две опции, связанные непосредственно с Ubuntu. Это «Lutris Runtime» и будет ли Lutris использовать системные библиотеки при запуске игр, или свои (Prefer system libraries). Runtime — библиотеки Ubuntu обеих разрядностей, Steam и так далее. Всё это располагается в ~/.local/share/lutris/runtime и используется по умолчанию. Если вы запускаете Lutris не на Ubuntu, то имеет смысл глобально отключить использование Lutris Runtime по умолчанию. Опцию можно выключить отдельно в индивидуальных настройках каждой игры. Так же указать Lutris, что следует использовать системные библиотеки. Для соблюдения зависимостей стоит установить системный Wine в ваш дистрибутив и все его зависимости, включая зависимости рекомендательного характера (без фанатизма).
Lutris — не панацея, как и любой другой инструмент подобного плана. Но в плане Wine оставляет последнее слово за пользователем, хотя и предлагает по умолчанию «лучший» набор настроек. И если та, или иная игра в принципе может работать под Wine, то с помощью Lutris она скорее всего заведётся, даже если без него никак не удаётся этого добиться. Например, мне никак не удавалось запустить ANNO 1404, а с помощью Lutris она завелась сразу. С той же сборкой Wine, с теми же компонентами. И наоборот. The Sims 4 в сборке Wine с поддержкой D9VK работает идеально на моём ПК, но через Lutris запускается с серьёзными ошибками на той же сборке Wine. При этом работает, если убрать из префикса библиотеки D9VK. Banished через Lutris запускается без звука на любой сборке Wine, включая собственную, но работает идеально с DXVK и системной сборкой Wine, не поддерживающей Esync. То есть любой случай индивидуален и всегда нужно иметь ввиду, что многое зависит как от периферии вашего ПК и дистрибутива в целом, так и от программных компонентов, таких как драйвер видеокарты, рабочий стол, зависимости Wine и прочего.
И так, не смотря на то, что Lutris развивается достаточно медленно и имеет ряд недочётов, у программы есть большой потенциал. Возможно, когда-нибудь она сможет стать незаменимым инструментом в арсенале геймера.
___
Tatyana K.
Tatyana K.