Crossroads » Art-Cafe » Заметки по искусству » Нидерландское Возрождение. Иероним Босх

Нидерландское Возрождение. Иероним Босх

  • Dislike
  • +11
  • Like

Мечта каждого художника: не зависеть от заказов, от необходимости зарабатывать деньги. А творить, по зову сердца, так как хочет трепетная душа, как подсказывают фантазия и совесть. Пожалуй, ярким примером независимого от прихотей заказчика художника, является Иероним ван Акен, называвший себя-Босх.

Иероним Босх-один из самых таинственных художников на протяжении многих столетий. Это объясняется как и фантастической тематикой его произведений, так и небольшими биографическими сведениями, дошедшими до нас из глубины веков.
Итак, родился Иероним Босх в Нидерландах, предположительно в 1450 (в некоторых источниках в 1453) году. В те времена в Нидерландах наблюдался расцвет промышленности и торговли. Это в свою очередь отразилось и на культурной жизни страны. Повысился интерес к искусству, в крупных торгово-промышленных городах образовались "гильдии" художников, покровителем которых считался св. Лука. Позднее, после отделения южных провинций Нидерландов от северных, нидерландское искусство утратило свое единство и породило две школы: голландскую и фламандскую.
Семья ван Акенов была семьей потомственных художников и ремесленников. На протяжении десятилетий несколько поколений принимали участие в строительстве и украшении собора своего родного города-Хертогенбоса. Родные места ван Акенов находились на перекрестке двух живописных школ. Южнее Хертогенбоса творили Ян ван Эйк и Мастер из Флемаля, привнося в свою живопись свет, обновление, поиски новых путей изображения природы и человека. В то время как севернее, искусство больше тяготело к средневековью и провинциальности. Полагают, что свои первые уроки живописи Иероним ван Акен получил в своей семье, а далее учился уже на севере, предположительно в Делфте.
Женитьба на девушке из богатой семьи принесла Босху материальную независимость и возможность творить по велению души. Возможно, что несвойственная для того времени фантастичность его работ объясняется независимостью от прихотей заказчика. Позднее, после смерти жены, все состояние перешло к Иерониму Босху. В его картинах мы видим пытливый интерес человека, художника, желающего удовлетворить свою жажду знаний в разных областях жизни. Но, как и свойственно тем временам, реальные глубокие исследования и понимание жизни соседствовали со сказочными и псевдонаучными домыслами. Как ни странно, именно это промежуточное положение между наукой и воображением, между аристократией и простым народом, чьи предания художник впитал с детства и сделали Босха известным.
Начало творчества Босха приходится приблизительно на семидесятые годы 15 века. Героями его ранних работ становится простой люд: лекари, комедианты, бродячие фокусники, шарлатаны, те, без кого не обходились ни одна ярмарка или праздник. В те времена, когда у величайших мастеров Возрождения сцены из реальной жизни все еще оставались частью традиционных церковных сюжетов, в творчестве Босха бытовые сцены выделяются в самостоятельный жанр. Ранние работы художника: "Семь смертных грехов", "Фокусник", "Операция глупости"-обретают композиционную независимость. "Корабль дураков"-известнейшая работа раннего периода творчества Босха, не столько изобличает плутовство и глупость, сколько является размышлением над многими философскими вопросами, волновавшими мыслителей той эпохи-Эразма Роттердамского и Себастьяна Бранта (написавшего одноименную сатирическую поэму).

Фантастический корабль плывет "в страну Глупляндию", пассажиры которого, олицетворяют человеческие пороки. Преувеличенное уродство персонажей написано художником в сияющих красках. Сатиричные по своему содержанию работы автора высмеивают шарлатанство, ханжество, глупость.
Иероним Босх также выполняет фрески для городского собора св. Иоанна. Являясь приверженцем одной из полулегальных еретических сект, широко распространенных в Европе, Братства Богородицы (в последствии это движение привело к Реформации в Европе), художник подвергает сомнению многие положения средневекового мировоззрения. Тема Страшного Суда становится главной в творчестве Босха.
К этой теме художник в течении своей жизни возвращается еще неоднократно. Так или иначе, в его произведениях наряду с педанчичнейшим реализмом изображения ужасных, фантастических сцен Ада, Босх затрагивает глубокие нравственные вопросы эпохи. Его знаменитая картина "Воз сена", украшающая алтарь, основана на народной нидерландской поговорке: "Мир-это воз сена, и каждый старается урвать от него сколько может". Топча и попирая друг друга, алчное и уродливое в своей погоне обладать властью, богатством, славой, человечество втянуто в жестокую и трагическую борьбу. Эта картина, по своему смыслу близка всем эпохам. Наверное поэтому, творчество нидерландского мастера так современно и в наши дни.

Иероним Босх беспощаден к низменному. Героями его сатирически-фантастических произведений становяться и обезумевшая толпа, и власть имущие, и духовенство. В своем "Страшном Суде" он приравнивает всех. Его картины наделены знакомыми людям предметами и чертами повседневности и быта. Именно своей изобразительной достоверностью они наводят на зрителей ужас. В облике служителей Ада соединились несоединимые черты: рыбьи головы и чешуя, перья и хвосты, мертвое и живое.
Храктер всех произведений нидерландского художника трагичен. Его творчество пришлось на переломный период истории страны, тяжелые социальные потрясения. Будучи чутким к действительности, Босх вносил в свое творчество не только философские размышления о тяжести бытия, но и реальные пейзажи, предметы. На его картинах легко узнаваемы в пламени Страшного Суда облики нидерландских деревень, горящие от рук захватчиков.
В последних своих картинах, циклах "Страсти Христовы", Босх обращается к теме героизма. Художник изучает и выворачивает на изнанку человеческую душу, находя истоки страстей и предательства, героизма и милосердия. Он приоткрывает завесу внутренней жизни человека, полную противоречий.

В конце своей жизни Босх был настолько прославлен, что принимал заказы от знати и правящего бургундского двора. Гравюры с его картин были распространены в народе и пользовались популярностью далеко за пределами Нидерландов. Художник скончался в 1516 году, оставив после себя большое фантастическое наследие, которое побуждает зрителей к размышлению и по сей день.

По материалам О.Петрочук.

Like Dislike




 
  • Creative Commons Licence
  • Norton Safeweb
  • Website Uptime Monitoring By ServiceUptime.com