Crossroads » Art-Cafe » Заметки по искусству » Рубенс. "Персей и Андромеда"

Рубенс. "Персей и Андромеда"

  • Dislike
  • 0
  • Like

На чистом, ночном небе, усыпанном миллиардами маленьких звезд, вы можете увидеть гиганскую фигуру ковша, напоминающую своими очертаниями фигуру ковша Большой медведицы. Эта фигура расположена недалеко от созвездия Кассиопея и образована квадратом Пегаса, линией Андромеды и переменной звездой Персея. Как будто замерли в своем величии герои старинных греческих легенд, и тихо мерцая голубоватым светом звезд дарят влюбленным незабываемые мгновения, под бескрайним куполом неба, одним на всех.
На протяжении веков, вновь и вновь обращались художники, поэты, артисты, писатели, к греческим легендам, черпая в них свое вдохновение, находя все новые и новые сюжеты для своего творчества. Тициан, Рубенс, Гюстав Доре и многие другие, обращались к легенде о Персее и Андромеде. И какждый из них, видел героев и сюжет по своему, привнося в искусство частичку своей души.
Рубенс "Персей и Андромеда"

Давайте вспомним саму легенду.
Как-то раз, прославленный греческий герой Персей, сын громовержца Зевса и аргосской царевны Данаи, победитель Медузы Горгоны (та, что вместо волос имела змей и один взгляд которой превращал все живое в камень), пролетал над морем. Вдруг он увидел прекрасную девушку, прикованную к скале. То была красавица Андромеда, дочь эфиопского царя Кефея. Бедняжка пострадала за свою красоту. Её мать, царица Кассиопея, похвасталась тем, что ее дочь прекраснее всех морских нимф, дочерей владыки морей Посейдона. Чтобы искупить эту дерзость, Андромеду принесли в жертву. Приковали к скале и оставили на съедение морскому чудовищу, насланному Посейдоном. Персей был поражен красотой несчастной девушки. Он вступил в схватку с чудовищем и одолел его, как рассказывает легенда, показав голову убитой им Медузы Горгоны. Хотя есть и другие варианты, где рассказывается, что герой убил чудовище мечом. Андромеда полюбила своего спасителя, а родители, благодарные Персею за жизнь дочери с радостью отдали её в жены герою.
Пожалуй, наиболее знаменитая картина, изображающая героев этой легенды принадлежит фламандскому живописцу Рубенсу.
Его творчество привлекает к себе внимание, вот уже на протяжении пяти веков, богатством фантазии, силой жизни, динамикой, убедительностью изображения человеческих образов, красочными решениями композиций. Человек, покоряющий мир-вот основная идея его творчества.
В начале 17 столетия, Южные Нидерланды (ныне Бельгия) находились под владычеством испанского короля, которое со временем стало ослабевать. В этот период Нидерланды отстаивают возможность самостоятельного развития, и на этой волне наблюдается необычайный духовный подъем народа. А также расцвет художественной культуры, жизнеутверждающее начало в искусстве.
Питер-Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года в старинной антверпенской семье. Ян Рубенс, отец будущего художника, был старшиною города Антверпена в период правления герцога Альбы. За свою приверженность к реформации впал в немилость и был вынужден бежать за границу. Семья поселилась в Кельне. Затем переехали в Зиген. Там семейство Рубенсов проживало с 1573 года по 1578-ой, и там родился будущий прославленный живописец.
В 1587 году умер отец Питера и семья получила разрешение вернуться на родину, в Антверпен. Рубенс получил блестящее образование. Вначале в Иезуитской коллегии, затем у известных нидерландских мастеров Адама ван Ноорта и Отто ван Вэна. Они привили ему любовь к Итальянскому Возрождению. Однако Рубенсу удалось преодолеть отвлеченность античных сюжетов и внести живую, народную струю в свое творчество, выразить собственное отношение к миру. В 1598 году Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию св. Луки, а в 1600 году, по установившемуся издавна обычаю нидерландских живописцев, отправился оканчивать свое художественное образование в Италию. Там он провел 8 лет, с 1600 года по 1608 год.
По возвращении на родину, в Антверпен, Рубенс первыми же своими работами завоевал признание и славу. Его работы пронизаны глубокой человечностью ("Снятие с креста"-официальный заказ Антверпенского собора), огромной жизненной силой и выразительностью.
Рубенс встал во главе фламандской живописной школы. Интересная личность, ученый-гуманист, дипломат, знаток античной мифологии, истории, литературы, он привлекал к себе людей и его мастерская стала центром художественной жизни Антверпена. Известные мастера работали вместе с ним, помогая в выполнении заказов. А заказы поступали со всех концов Европы. Работы Рубенса украшали католические церкви, дворцовые залы. Среди заказчиков были такие известные личности, как королева Франции-Мария Медичи.
В своем творчестве Рубенс нередко обращается к античной мифологии, чтобы путем аллегории выразить свое отношение к миру. Так рождается на свет, одно из известнейших произведений - "Персей и Андромеда".
Герой Персей, прилетел на крылатом коне Пегасе, держа в руках голову Медузы Горгоны, превращавшей все живое в камень и освободил прекрасную Андромеду, отданную в жертву морскому чудовищу. И тем не менее, Рубенс остался верен себе. Персонажи его картины кажутся совершенно реальными. Реально прописан мощный крылатый конь, кажутся материальными и осязаемыми предметы, ткани и сверкающие доспехи. Да и сама Андромеда скорее напоминает полнокровную фламандку, нежели классическую античную героиню. Её ослепительное тело является центром композиции, притягивает внимание, излучает свет и трепет жизни.
Конец 1620 года был критическим для Нидерландов. Рубенс все больше участвовал в общественной жизни страны, в том числе и в качестве дипломата. Однако усилия прогрессивных движений Южных Нидерландов потерпели крах, Испания снова укрепила свои позиции. Художник отошел от общественной и политической жизни, все больше углубляясь в творчество. В его картинах все чаще появляются крестьянские мотивы. Изображения родной фламандской природы. "Ночной пейзаж", "Пейзаж с радугой", "Пастушеская сцена". В его картинах все больше появляется воздуха, света.
Вот что сказал о творчестве Рубенса, великий русский художник Репин: "Этот трепет и блеск органической жизни, никому другому не удавалось вызвать на полотне с такой силой и яркостью, как Рубенсу. Это вакханалия жизни!!"

В тексте использованы материала М.Варшавской.

Like Dislike




 
  • Creative Commons Licence
  • Norton Safeweb
  • Website Uptime Monitoring By ServiceUptime.com